Кадет – это не чин, не звание, образно говоря,
это состояние взращенной в определенных
условиях свободной и ответственной,
справедливой и чистой воинской русской души.
Кадет А. Зеркач
Кадетские корпуса – интересная страница в истории отечественной системы образования. Значение накопленного в них педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, так как именно в России кадетские корпуса были созданы не только для подготовки военных кадров, а как школы для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни.
Зарождение в России военно-учебных заведений связано с именем Петра I. Указом от 14 января 1701 года царь повелел «быть математических и навигацких хитростно наук учению». Открытая в Москве Навигацкая школа положила начало созданию отечественной системы военного образования. Это было первое светское высшее учебное заведение в России для подготовки специалистов военно-морского флота, судостроителей и др.
Среди всех учебных заведений кадетские корпуса занимали исключительное место.
В кадетских корпусах создавался тот слой общества, который в прошлом почти целиком участвовал в создании славы и величия России.
Среда и сама обстановка кадетского корпуса воспитывали чувство долга, товарищества, жертвенность. В жизни звучала уставная фраза: «Сам погибай, а товарища выручай».
Общеизвестны были наружный лоск и щегольство кадет. Форма была ценностью, погон – гордостью.
Учебно-образовательный уровень кадет был тот же, что и в гражданских учебных заведениях, после получения начального образования он длился 7 лет. На протяжении двух последних столетий выпускники кадетских корпусов стали не только крупными военачальниками, но и учеными, писателями, художниками, поэтами, композиторами, исследователями, изобретателями, путешественниками, дипломатами.
Характерной чертой всех кадет является неуклонное следование традициям, передаваемым им старшим поколениям, а, в свою очередь, каждое последующее поколение передает эти традиции более молодому.